Нидерланды можно с полным основанием назвать «страной коньков». Голландцы любят и умеют делать коньки. Известно, что первые образцы были из кости. В давние времена местные жители скользили по льду на обработанных коровьих ребрах. Затем коньки стали делать из коровьих копыт. К ноге их привязывали веревками, изготовленными из рыбьей чешуи. Управлять такими коньками было очень сложно.
Долгая история и у железных коньков. Вот что рассказывает Анри Бруре из города Дидаммер, обладатель крупнейшей в Нидерландах частной коллекции коньков: «На деревянной гравюре 1498 года можно увидеть св. Лидвину Схидамскую, изображенную стоящей на железных коньках. Прославленный живописец Иероним Босх также запечатлел их на своих полотнах».
Интересно, что в те далекие времена буквально каждая голландская деревня имела свою марку коньков, непохожую на другие. Еще в XIX веке собственно голландские коньки сильно отличались от фризских. Во Фрисландии коньки предназначались для скоростного бега, а Голландии — чтобы чертить на льду замысловатые фигуры. А рыбаки, например, предпочитали коньки с утолщенными полозьями — в оттепель только на таких можно было передвигаться по рыхлому льду.
Каталоги коньков конца XIX — начала ХХ столетия поражают разнообразием видов. Взять, к примеру, фабрику «Хукстра» в городе Варга, старейшего изготовителя коньков во Фрисландии. В те годы она предлагала покупателям свыше 200 различных видов коньков. Об изобретательности свидетельствуют и карнавальные коньки — снабженные колокольчиками, они предназначались для костюмированных ледовых праздников.
В Голландии соревнования по прыжкам на коньках стали уже традицией. В отличие от классических легкоатлетических соревнований по прыжкам в длину, расстояние здесь отмеряют положенными на бок бочонками. Диаметр каждого бочонка около 40 сантиметров. При зарождении этого вида спорта, лет тридцать назад, использовались деревянные бочонки, которые доставляли немало неприятностей спортсменам. Падение на них часто оканчивалось увечьями. Сейчас их заменили бочонками из пластика. Под грузом упавшего они деформируются, не принося спортсмену особого вреда. Но суть соревнований не только в том, чтобы хорошо разогнаться и перелететь через ряд бочонков; нужно еще и приземлиться на обе ноги — иначе результат не будет засчитан. Пока непревзойденным результатом в истории прыжков на льду остался прыжок через 15 бочонков.
…Если кому-то летом приходилось удивиться множеству мачт с прожекторами и громкоговорителями на лугах Фрисландии, то к концу года он поймет, зачем это нужно. Свет прожекторов заливает окружающую местность. Об этом заботятся конькобежный клуб и пожарная команда. Уже при первых заморозках на почве луга превращаются в отличные катки для соревнований. Каждый приезжает сюда за свой счет. Можно сказать без преувеличения, что почти каждая вторая община во Фрисландии имеет свой собственный каток. Конькобежные объединения начинают действовать, когда покрываются льдом каналы и озера. Тогда звучит волшебное слово «туртохт» — народные гонки на коньках на расстояние 20, 40, 60 или 100 км. Даже крупные межрегиональные газеты, такие, как «Телеграф», «Волкскрант» или «Алгемен дагблад», помещают в эти дни на своих спортивных страницах календарь соревнований с подробным расписанием. И каждый год звучит вопрос: «Состоится ли на этот раз Эльфстедентохт?» Возрос не праздный, ведь не каждый год температура во Фрисландии опускается настолько, чтобы стал возможным 200-километровый марафон.
В ХХ столетии это удалось только 14 раз. За день до общенациональных соревнований, за которыми следят более миллиона человек на месте и еще восемь миллионов по телевизору, производится запись в стартовые списки. Хотя в принципе участвовать в марафоне может каждый, существует правило: сначала на старт вызывают членов объединения. В 1985 и 1986 годах запись прекратилась, поскольку желающих оказалось больше, чем максимально допустимое число участников, ограниченное 16 000.
Эльфстедентохт стартует в 5 часов утра в Леувардене. Контрольным пунктом на участке Снек, Эйлст, Ваудсенд и Слотенмер служит Слотен. Где-то между Слотеном и Балком находится середина дистанции. После Балка бегуны приходят в Ставорене у Эйсселмера к южной точке марафона. Финиш также находится в Леувардене, потому что гонки проходят по кольцу.
Архимандрит Августин (Никитин), Опубликовано в журнале: Нева 2013, 12