Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema, 1638-1709). Голландские пейзажисты открыли красоту окружающего мира, красоту "обыкновенной" природы. Они увидели очарование и своеобразие голландской земли. Они сумели донести до зрителя живописность, эстетическую ценность огромного северного неба, бесконечных морских далей, плоских берегов с рыбачьими лодками, старых домиков, приютившихся у подножия скал, лесных дорог со случайным пешеходом. Все это была любимая и художниками и зрителями Голландия.
Мейндерт Хоббема, один из ведущих пейзажистов Голландии, работал во второй половине XVII века, когда пейзажный жанр достиг вершин своего расцвета. Хоббеме не надо было быть первооткрывателем. Он был учеником Я. Рейсдаля и унаследовал от него лучшие традиции своих предшественников.
Судьба Хоббемы была очень типичной для Голландии XVII века. Он был великолепным мастером, талантливым живописцем, но не был профессионалом в полном смысле этого слова. У Якоба Рейсдаля он учился всего один год (1656-1657), хотя поддерживал с ним дружеские отношения всю жизнь. Возможно, что Хоббема больше нигде и не продолжал своего обучения. Его первые датированные картины относятся к 1658- 1659 годам. Можно даже предположить, что еще до учебы у Рейсдаля Хоббема уже имел другую профессию. Но волна энтузиазма по отношению к искусству захватила и его, поэтому он занялся живописью. Это предположение косвенно подтверждается тем фактом, что в 1669 году мастер бросает живопись и поступает на городскую таможню мелким чиновником. Трудно сказать, какие обстоятельства заставили Хоббему совершить такой поступок. Однако с этого момента его художническая деятельность или значительно сокращается, или прекращается совсем. Во всяком случае датированных работ Хоббемы после 1669 года мы не знаем (Примечание: судя по другим материалам в интернете, в настоящее время это положение можно считать весьма спорным).
Будучи близким другом Рейсдаля, Хоббема значительно отличался от своего учителя в пейзажной концепции. Он был более трезво глядящим на мир, менее романтичным, но гораздо более интимным по характеру пейзажистом. В его пейзажах зрителя не устрашают таинственные развалины, и не наводят на философские мысли картины бренности человеческой жизни, не заставляют внутренне содрогаться мрачные и полные драматизма виды дикой природы. Напротив, в пейзажах Хоббемы глаз привлекают уютные, обжитые людьми домики, водяные мельницы, словом, следы человеческого труда. Изображенная им природа буднична, прозаична. Мы не найдем здесь рейсдалевской эпичности или трагизма, но всегда художник сумеет выразить определенное настроение, чаще всего радостное, приподнятое. Поэтому и зритель с легкостью входит в этот уютный и радостный мир, где царят спокойствие и гармония.
Все же ранние работы Хоббемы, написанные во времена ученичества или под впечатлением произведений Рейсдаля, свидетельствуют об огромном влиянии последнего. Но даже здесь ученик заимствует у своего учителя лишь те мотивы, которые близки его собственной индивидуальности, его идиллическим настроениям. Так, в одном из пейзажей, написанных около 1660 года ("Пейзаж с хижиной", Будапешт, Музей изобразительных искусств), Хоббема повторяет элементы рейсдалевских композиций, но в итоге создает совершенно независимый образ. Деревья, столь напряженно трагические у Рейсдаля, в картине Хоббемы оказываются в окружении событий простой деревенской жизни и теряют весь свой драматизм. Полное глубокой символики беспокойное небо в изображении Хоббемы теряет всю свою многозначительность и становится только предвестником непогоды. Не зависимой от Рейсдаля выглядит и живописная манера художника. Его кисть свободнее и легче движется по холсту, отчего фактура полотна становится энергичнее, подвижнее, выразительнее. Колорит Хоббемы более ярок и звучен, в нем значительно больше теплоты, чем у Рейсдаля, который предпочитал холодные оттенки.
В 1663 году начинается блестящий, но короткий расцвет пейзажного творчества Хоббемы. В это время его пейзажи по своему внутреннему содержанию становятся совершенно независимы от рейсдалевских, хотя в них и встречаются по-прежнему отдельные композиционные элементы последнего.
Якоб Рейодаль и Мейндерт Хоббема более всего отличаются мировосприятием. Учитель видит природу в ее героическом аспекте, остро воспринимает драматическое столкновение ее 275 стихийных сил. Ученик, напротив, воспринимает природу в ее обыденности, особенно выделяя ее лиризм. В такой ситуации, казалось бы, Рейсдаль должен писать фантастические выдуманные пейзажи, а Хоббема - быть слепым подражателем природы. Но все происходит наоборот. Рейсдаль пишет реальные пейзажи, прототипы которых легко обнаруживаются в конкретной местности. В случае же с Хоббемой не удалось найти ни одного конкретного места (за исключением двух пейзажей), с которых написаны картины мастера. Следовательно, Хоббема писал их не с натуры, а в мастерской, отдаваясь на волю своей фантазии.
В самом деле, если всмотреться в пейзажи Мейндерта Хоббемы, то можно увидеть, насколько мастерски они построены. Он стремится всегда создать уравновешенную, по возможности симметричную композицию. На переднем плане он помещает обычно огромное раскидистое дерево, крона которого занимает полнеба. Дерево это в буквальном смысле переходит из композиции в композицию, каждый раз немного видоизменяясь. Обычно справа и слева от него открывается лесная поляна или уходящая вдаль дорога. Рядом видны деревенские постройки, будь то мельница или сарай. Все это оживляется одной или несколькими человеческими фигурками, которые появляются среди деревьев или на дороге. В пейзажах Хоббемы нет ничего случайного; все в них продуманно до такой степени, что создается впечатление реальности, конкретности этого куска природы. В то же время эти пейзажи глубоко обобщены-в каждом из них художник дает свое представление о природе Голландии, о жизни ее людей. При этом Хоббема никогда не изображает дикой природы. В его пейзажах всегда присутствуют или человек, или следы его деятельности, следы будничного повседневного труда. Таковы "Водяная мельница" из Лувра, "Дорога в лесу" из Национальной галереи в Вашингтоне или "Пейзаж с мельницей" из лондонской частной коллекции.
Хоббема один из первых делает природу непосредственно близкой человеку. Его пейзажи притягивают зрителя, манят своим уютом и обжитостью. Недаром почти в каждом из них встречается мотив дороги, начинающейся как бы у ног зрителя и ведущей его в глубину картины. Наиболее характерный пример этого композиционного приема-знаменитая "Аллея в Миддельхарнисе" из Лондонской национальной галереи. Картина датирована самим мастером, однако дата может читаться по-разному: 1669 или 1689. Первый вариант считается более приемлемым, так как именно в этом году художник почти перестает заниматься живописью ради государственной службы (Примечание: это мнение не совпадает с другими публикациями).
Это и есть один из двух пейзажей мастера, который имеет реальный прототип, чем объясняется необычное для художника присутствие далевого пейзажа, в котором можно различить небольшой городок с возвышающейся над домами колокольней. Все остальные элементы композиции традиционны для Хоббемы и являются, видимо, плодом его фантазии.
"Аллея в Миддельхарнисе" - произведение, необычное не только для творчества Хоббемы, но и для всего голландского пейзажа. Своеобразие симметричной композиции делает ее во многом схожей с пейзажами следующего столетия, в которые очень важен элемент декоративного восприятия природы. Но в той же мере, в какой этот пейзаж является шагом в , будущее, его можно назвать воплощением настоящего. В нем воплотился весь художественный опыт мастера, все, над чем он думал и что пытался выразить своим творчеством. Художник буквально заставляет зрителя последовать за собой, почувствовать себя в окружении этого красивого пейзажа, вдохнуть живительный воздух, посмотреть на огромное голубое небо и плывущие по нему облака. Это вживание в природу, слияние с нею и есть основной пафос творчества Мейндерта Хоббемы.
Использованы материалы статьи А.Сарабьянова в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.
Комментариев нет:
Отправить комментарий