Продолжение статей "Почему же Испания проиграла войну во Фландрии?" и "Без Фландрии мы ничто, капитан"
Уроки испанского: Poner una pica en Flandes - Томас (antoin)
Когда испанцы видят перед собой практически невыполнимую задачу, они могут воскликнуть «Una pica en Flandes!». Это часть поговорки «Poner una pica en Flandes», которая буквально переводится «Доставить пикинёра во Фландрию» и означает «С успехом совершить то, что казалось невозможным». Корни её — в XVI-XVII веках, когда Испании приходилось перебрасывать значительные силы в свою «Фламандскую Армию» для подавления вспыхнувшего в Нидерландах мятежа.
Задачка эта и правда казалась невыполнимой в реалиях того времени. Необходимо было не только отправлять самих солдат, но и организовать им ночлег и питание, транспортировать оружие, снаряжение, припасы и деньги. На море приходилось бороться с дурной погодой и пиратами, на суше — искать сносную дорогу в обход препятствий и враждебных государств. Тогдашняя система коммуникаций справлялась в основном с более мелкими задачами — во все концы купцы развозили товары, почтовые станции помогали курьерам быстро доставлять сообщения, удобные дороги соединяли столицы с центрами коммерции. Были уже и различные «военные корридоры» — поскольку армии состояли из наёмников, государства планировали пути их следования из регионов вербовки к месту военных действий. Однако перебрасывать войска так далеко и в таком масштабе, как было нужно империи, над которой никогда не заходило солнце, не пытался пока никто.
Карта Фландрии авторства Матиаса Квада (картограф) и Иоганна Буссемахера (гравёр и издатель). Кёльн. Кликабельно в 2.78 МБ, 3345x2498
«Фламандская Армия» была многонациональной, и испанцы составляли в ней элитное меньшинство. Кроме них были там и считавшиеся такой же элитой итальянцы, и немцы, и валлоны, и бургундцы, и куча прочих национальностей, даже ирландцы с англичанами. Соответственно, так же много было и мест, откуда надо было вести наёмные отряды к месту сбора. Больше всего солдат поступало по четырём маршрутам, двум наземным и двум морским. Не удивляйтесь, что один из них связывал Фландрию с Ирландией и Англией. Первые англичане в Армии Фландрии, конечно, отправлены были не испанским, а английским правительством — это были солдаты из гарнизонов Лиера, Аальста, Девантера, Зутфена и других городов и фортов, которые в 1580-ых годах совершили чисто английский поступок, согласившись сдать охраняемые объекты и перейти на сторону испанцев за определённое вознаграждение. «Кто с мечом нам придёт, у того мы его и купим», да. Главное, все довольны: англичане прибавкой к жалованью, а испанцы взятыми без боя крепостями и экономией на доставке, вербовке и снаряжении новых солдат. Обижались только голландцы. А вот при Якове I испанцы вербовали непосредственно в Ирландии и Британии, даже ограничения правительства этому особо не мешали (Якову очень не понравилось, что Пороховой заговор устроили англичане-ветераны испанской армии и он потребовал в дальнейшем клятвы верности от всех нанимающихся в иностранные войска), обмелел этот приток только когда в Англии и Ирландии начались собственные гражданские заварушки. Хотя из четырёх основных маршрутов по английскому поступало меньше всего человек, он же был и наиболее простым для Испании: их вербовщики сами организовывали транспортировку, а испанские корабли использовались редко.
Морские перевозки самих испанцев через Ла-Манш в основном устраивались с 1540 по 1568 год, в дальнейшем это были единичные случаи, слишком уж трудно было достичь нужного места без проблем. То пираты совсем обнаглеют, то англичане закроют порты, в которых можно переждать непогоду, да и стоимость перевозки в расчёте на одного солдата слишком высока... Короче, на морской маршрут надежды было мало, и в основном приходилось идти пешком.
Немцев испанское командование незаслуженно считало худшими из солдат, но их во Фламандской Армии было очень много, поскольку области найма располагались достаточно близко к месту войны. Их маршрут проходил через области, дружественные испанцам или оккупированные ими, а потому необходимо было только соблюдать некоторые дипломатические формальности, получая разрешение от местного правителя и императора Священной Римской Империи, без которого запрещалось перемещение любых вооружённых отрядов. Наёмникам из Мюнстера и Кёльна достаточно было пройти через герцогства Клеве и Юлих, из Триера — через Люксембург, и даже от более отдалённых Эльзаса и Тироля до Фландрии шла практически непрерывная цепь дружественных Габсбургам территорий.
На этом пути была только одна проблема — выступающий в роли лающей на слона моськи Пфальц (Палатинат), контролирующий долину Рейна от Шпейера до Майнца. В 1568 году Палатинат захватил 150 000 эскудо (около 300 000 флоринов, один испанский эскудо позволял солдату питаться четыре-шесть дней), предназначенных банкирам Фламандской Армии. В 1572 году союзники пфальцграфа из епископства Страсбурга окружили полк идущих в Нидерланды наёмников из Эльзаса и конфисковали их оружие и снаряжение. На следующий год сожгли 500 центнеров пороха, посланного императором во Фландрию. Такое творилось постоянно, плюс пфальцграфы укрывали кальвинистов, посылали подмогу протестантам в Нидерланды и снабжали их деньгами. Наконец, Палатинат довы...делывался. Когда в 1620 г. граф Фридрих V принял предложение Протестантских Штатов Богемии стать их королём, император Фердинанд II, настоящий король Богемии, тут же объявил Фридриха вне закона и Фламандская Армия мгновенно оккупировала рейнские территории Палатината, отыгравшись за все оскорбления и провокации. Только в 1631 году шведы захватили Майнц и снова закрыли рейнскую долину для солдат Габсбургов.
Основные маршруты переброски Испанией войск во Фландрию.
Кликабельно в 199.12 КБ, 1280x712.
По этому примеру видно, что все наземные пути постоянно менялись вслед за дипломатической ситуацией. То договорятся с каким-нибудь мелким герцогом, то он опять возмутится, и приходится пускать войска в обход. Больше всего солдат проходило четвёртым, самым крупным маршрутом, там, где и сегодня говорят chemin des espagnols, Испанская Дорога. Её спланировали в 1566 году, как только начались волнения в Нидерландах. Опять надо было соблюдать договорённости и формальности, каждый раз просить разрешения у правителей (например, в 1622 году дож Генуи очень обиделся, что солдаты высадились в городе раньше, чем испанский посол попросил разрешения, хотя это разрешение всегда ему давалось). Дипломатия, окружавшая Испанскую Дорогу, была сложной и запутанной. В ход шли торги, угрозы, оккупация, тайные договоры... Мелкие независимые образования чувствовали, что нужны Испании, и этим пользовались, Франция и протестанты вовсю пытались эту Дорогу разорвать, а Испания старалась нейтрализовать усилия врагов или найти новые пути в обход районов, ставших «непроходными».
Расположенные на этом маршруте протестантские земли Женевы, Безансона и Метца всегда нервничали, когда мимо шли испанские солдаты. Поначалу они, как это было свойственно протестантам, решили, что вся транспортировка войск — это лишь способ замаскировать истинную цель похода, которую каждый из трёх городов видел в нападении на себя любимого. Например, услышав в 1567 году, что рядом скоро протопают десять тысяч испанцев во главе с железным герцогом Альбой (молва увеличила их число до 21 тысячи), Женева срочно начала приводить в порядок укрепления, городской совет передал власть военной диктатуре, а также был сделан заём в размере 300 000 флоринов для набора наёмников. В итоге Женева простояла с трясущимися поджилками, пока кошмарный Альба не достиг Нидерландов (где вскоре прославился ещё больше). В принципе, потом они пообвыкли, но герцог Савойи (Женева была частью его герцогства) трижды потом использовал прохождение испанских солдат как прикрытие для атак на Женеву, да и Филипп II не скрывал, что с удовольствием бы захватил эту цитадель кальвинизма. Со своей стороны, французы тоже нервничали когда мимо проходил внушающий ужас врагам герцог Альба, и посылали войска параллельным курсом для отражения возможного нападения. Ибо верно, что сначала человек работает на репутацию, а затем репутация работает на него.
Семьсот миль Испанской Дороги... без них Испания не смогла бы должным образом снабжать и пополнять свою Фламандскую Армию. Учитывая то, как трудно было организовать в то время передвижение войск, удивительно что испанцы вообще сумели хоть кого-то доставить по этому маршруту.
Изначально это была сеть дорог, по которым шли торговые караваны. именно для развития коммерции правители приказывали пробивать в камне широкие тоннели и делать горные перевалы более комфортными. В 1566 году герцог Альба подошёл планированию своего марша как всегда тщательно. Он отправил инженеров расширять дороги и укреплять их для передвижения солдат, прорубать просеки и возводить мосты, а картографы и художники должны были начертить и нарисовать эту местность во всех подробностях, чтобы герцог знал, куда пойдёт и что встретит по дороге. В дальнейшие годы, как только приходилось менять направления движения в зависимости от дипломатической обстановки, правительство сначала посылало специалистов, которые готовили новый маршрут к нуждам армии. Естественно, постоянно осуществлялся контроль и ремонт уже использующихся участков. Росла коллекция потрясающе точных карт у военачальников, где было отмечено только то, что нужно войскам, но зато в непревзойдённых деталях. Нанимались многочисленные местные гиды.
«Кормить восемь тысяч человек два месяца — это вам не шутка», сказал как-то один испанский полководец, и был бесконечно прав. Даже хотя pan de munición, казённый пшенично-ржаной хлеб, часто был единственной едой солдат, его всё равно требовалось много, по полтора фунта на человека в день. А вообще испанцы считали не по количеству солдат, а по количеству «ртов», поскольку некоторые получали двойной паёк, плюс необходимо было учитывать слуг, солдатских жён, всяческих помощников и прочих некомбатантов, так что «рты» были чем-то вроде условной единицы для упрощения расчётов. В итоге герцог Альба, который вёл 8652 пехотинца и 1200 всадников, требовал провизию на 16 000 ртов. Снабжение осуществляли тремя способами. Во-первых, по пути следования устраивали склады с продовольствием, но это годилось только для постоянно используемых участков. Во-вторых, продовольствие реквизировали в городах и деревнях, где солдаты вставали на ночь, но большие отряды так едой не обеспечишь. В третьих, устраивалась система étapes — изначально это были ярмарки, где не только шла торговля, но имелись и товарные склады, а затем эту идею применили к военным складам.
Это был основной способ, достигший небывалого развития и породивший отдельную административную систему. По пути следования войск интенданты приготавливали к их приходу деревни и городки, куда с окрестных районов свозилось определённое количество продовольствия и где распределялись спальные места по количеству солдат и офицеров. В тёплое время солдаты располагались в чистом поле, строя шалаши, а в кроватях спали только офицеры, но в холода и дожди (которые были обычным делом на таком маршруте) надо было обеспечить каждому крышу над головой. В обмен на продовольствие и размещение солдат населению выдавались т.н. billets de logement, которые потом использовались для освобождения от уплаты налогов на указанную сумму, либо солдаты платили звонкой монетой. Последнее считалось нежелательным, поскольку провоцировало коррупцию и взвинчивание цен, а в ответ на жадность торговцев и населения солдаты брали нужное силой. В случае подобных эксцессов Испания компенсировала ущерб, понесённый населением — в конце концов, никому не хотелось пускать войска по районам, где их ненавидят.
Предпочтительнее было, чтобы интенданты централизовано делали закупки всех нужных товаров, складировали всё в одном месте, а затем туда по очереди подходили офицеры для получения причитавшегося их подразделениям, поскольку, например, раздача хлеба толпе солдат ни к чему хорошему не приводило. В итоге хорошо было всем: командование знало, что армия накормлена, солдаты получали паёк без задержек и в кредит, а интенданты получали быстрое вознаграждение деньгами или ценными бумагами. Естественно, иногда случались проколы в такой сложной системе, например, когда нерадивые инденданты не могли организовать очередной привал, но виновников нарушений строго карали, и в целом Испании удалось заставить функционировать систему étapes с достаточной надёжностью.
Благодаря контролю над качеством дорог, тщательному планированию и хорошему снабжению войска преодолевали 700 миль Испанской Дороги очень быстро: иной раз за 32-34 дня, а в среднем за 48 дней. Организационно армия разбивалась на отряды не более 3000 человек, чаще даже меньше — 700-1000 человек, чтобы все без проблем получили продовольствие и были размещены в кроватях. Только если была опасность нападения врагов войска шли как одно целое. Плюсом испанской системы была её дешевизна для правительства. Снабжение товарами в натуре было дешевле выплаты денежного эквивалента. В итоге, например, в 1577 году вся переброска 5334 ветеранов обошлась правительству всего по 8 эскудо (20 флоринов) на каждого солдата сверх его обычного жалованья (обычно пехотинец получал 3 эскудо в месяц).
Только в 1633 году Людовик XIII сумел закрыть Испанскую Дорогу. Оливарес был в отчаянии: Франция наконец победила, даже хотя до Рокруа и Ланса было ещё далеко. Последней армией, которая прошла Испанской Дорогой, была армия кардинал-инфанта Фернандо, который в 1634 году сначала заглянул в Германию для помощи императору в Тридцатилетней войне и наголову разбил прославленных шведов под Нордлингеном, а затем после короткого отдыха достиг Брюсселя — через четыре месяца после выхода из Милана. Больше по этому пути не могли идти войска, и стало окончательно ясно, что Испания потеряла Нидерланды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий