Лукас ван Лейден

Лейден, Лукас ван (Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс, Лукас Якобс) (Lucas van Leyden, Lucas Hugensz(oon) , Lucas Jacobsz(oon)) (1489/1494, Лейден – 8.08.1533, там же) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения.

Родился в Лейдене, где провёл большую часть жизни. Первым учил Лукаса живописи его отец, Хюйге Якобс, также художник; до нас, правда, не дошла ни одна из его работ. Позднее Лукас обучался в мастерской лейденского мастера Корнелиса Энгельбрехтса (Энгебрехтса). Однако оба учителя были преимущественно живописцами, и мы не знаем, у кого Лукас выучился гравюре, а в этом виде изобразительного искусства он достиг поразительных успехов в очень юном возрасте. Самая ранняя из его известных гравюр («Мухаммед и убитый монах», 1508) производит впечатление работы зрелого мастера.

Из ранних живописных опытов Лукаса заслуживает внимание его автопортрет (ок. 1508), написанный в свободной манере, нехарактерной для живописи той эпохи. В 1514 г. Лукас стал членом лейденской гильдии художников. К этому времени относится создание картины маслом «Св. Губерт», вызвавшей всеобщее восхищение. Ван Лейден был разносторонним художником. Он занимался как живописью маслом, так и клеевой и белковой живописью; писал на полотне, дереве и стекле; работал по меди и гравировал царской водкой. В наши дни он ценится в первую очередь как гравёр. Он – пионер нидерландского жанрового офорта и гравюры («Игроки в шахматы», «Картёжники»). В жанровых сценах ван Лейден сделал смелый шаг к остро реалистическому изображению действительности. С другой стороны, знаменитый триптих «Страшный суд» (1526) демонстрирует, до каких высот он поднимался в живописи. Он прекрасно владел законами светотени, соотнося тон и расстояние на картине. Также Лукас одним из первых применил в гравюре воздушную перспективу.

К 1521 г. относится поездка ван Лейдена в Антверпен. В то же время там находился Альбрехт Дюрер. Рассказывают, что Дюрер специально приехал из Нюрнберга, чтобы познакомиться с коллегой. Художники подружились и в знак взаимного уважения написали портреты друг друга на одном полотне. Дюрер как никто оказал на Лукаса влияние, которое прослеживается, например, в серии гравюр «Страсти Христовы», созданной в том же году. В двух своих шедеврах – гравюрах «Молочница» и «Ecce Homo» (последняя приводила в восхищение Рембрандта) – художник также многим обязан Дюреру. Но ван Лейден менее рассудочен, а в своих жанровых сценах акцентирует внимание в первую очередь на комических моментах.

После 1525 г. в творчестве Лукаса проявляются признаки влияния искусства итальянского Возрождения. С работами итальянских мастеров ван Лейден мог познакомиться через гравюры Маркантонио Раймонди и произведения Яна Госсарта. В новом стиле создана гравюра «Вергилий, подвешенный в корзине». В целом считается, что «итальянские» работы художника уступают другим его произведениям. В 1527 г. ван Лейден совершает поездку в Миддельбург, где знакомится с Яном Мабузе. Лукас ван Лейден пользовался большой славой при жизни, которая, к сожалению, была очень короткой. Полагают, что во время поездки Луки в Флессинген завистливые художники отравили его медленно действующим ядом; по крайней мере после этого путешествия его уже никто не видел улыбающимся. Вскоре он скончался. Полагают также, что он умер, изнурённый непрерывной работой, и это более вероятно, потому что он оставил огромное количество произведений, среди которых, кроме вышеупомянутых, можно назвать «Портрет Максимилиана I», «Обращение св. Иоанна», «Обрезание», «Св. семейство», «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», «Мучение св. Себастьяна», «Распятие», «Вознесение», «Бегство в Египет», «Иисус Христос, окружённый ангелами», «Человек, держащий стрелы», «Св. Дева, кормящая грудью Младенца», «Св. Иаков и св. Екатерина», «Обращение св. Павла». У ван Лейдена не было учеников или непосредственных преемников в искусстве, но его произведения дали мощный толчок творчеству другого гениального лейденца – Рембрандта.

Комментариев нет: