Тайну притягательности картин голландского художника Рембрандта разгадали канадские ученые из Университета Британской Колумбии. По их мнению, важнейшее значение в творчестве знаменитого живописца имеет его игра с четкими и размытыми частями портрета. Во многом благодаря этой технике Рембрандт фактически и по сей день контролирует взгляды зрителей, рассматривающих его картины.
Канадские исследователи отметили интересную особенность портретов Рембрандта.
Беспристрастное компьютерное изучение самих изображений и поведения людей, рассматривающих картины, позволили выявить и описать вполне конкретные приемы, благодаря которым великий художник привлекал внимание к лицам своих персонажей и делал восприятие своих картин неспешным и интересным занятием.
Наблюдение за зрителями показало, что их взгляд фокусируется в конкретной точке — на четком, детализированном глазе человека, изображенного на картине. Зрители удерживают взгляд в этой точке продолжительное время, а затем перемещают его на размытые области картины вокруг. Делают они это гораздо медленнее, чем рассматривая любые другие изображения, не принадлежащие кисти Рембрандта.
По словам доктора искусствоведения Ксении Богемской, существует шкала восприятия людьми цветов и направлений линий. «К примеру, линия, которая слева направо поднимается вверх, воспринимается зрителями как радостная, а слева направо и вниз — как выражение печали. Скорее всего это связано с привычками нашего восприятия письменного текста», — говорит эксперт.
Разумеется, существуют и другие способы управления взглядом зрителей. Художники всех эпох расставляли на своей картине цветовые акценты и по-своему брали под контроль внимание любителей живописи. «Если вы посмотрите пейзаж соотечественника Рембрандта Ван Гога «Пейзаж в Овере после дождя», то он весь зеленый-зеленый, а в середине маленькая красная точечка — колесо телеги. Невольно глаз зрителя приковывается к этой точке. Бывает, что художнику надо привлечь взгляд к нескольким последовательным точкам. В многофигурных композициях — например, росписи Рафаэля в Ватикане — наш взгляд, по мысли художника, следует от одной фигуры к другой», — уверена Ксения Богемская.
Помимо этого художники активно используют светотени. Так, в ГМИИ имени Пушкина можно увидеть «Портрет старушки» Рембрандта — ее фигура погружена в темноту, а свет выхватывает глаза, лицо. Невольно взгляд зрителей привлекает то, на что падает луч света. Впрочем, взгляд на портретах кисти Рембрандта не просто задерживается, но делает знакомство с его картинами интересным и даже комфортным. Канадские ученые полагают, что технические приемы, использованные художником, успокаивают глаза.
Не исключено, что не последнюю роль в благоприятном эффекте играют и теплые краски — золотистые, красноватые, неяркие, которые часто можно наблюдать на полотнах Рембрандта. Как считает г-жа Богемская, «голландский художник способен дарить людям психологическое общение с его моделями — нам кажется, что мы видим характер изображенного на картине человека, угадываем его жизнь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий