Саломон де Брей, 1597 - 1664

В продолжении поста о семье художников де Брей (de Bray) - биография отца-основателя.

Саломон де Брей (Salomon de Bray) - прортрет работы сына, Дирка де Брея Голландский художник, рисовавший портреты,  библейские и аллегорические сцены, поэт и архитектор, Саломон де Брей (Salomon de Bray) родился в Амстердаме в 1597 году. Он был сыном Симона де Брей (Simon de Bray) и Мари Янсдр (Marie Jansdr). Его отец был родом из города Лир (Lier), что в Южных Нидерландах (Southern Netherlands). Скорее всего, около 1617 года семья Саломона переехала в Гарлем, поскольку в этом году он упоминается как "друг" в ассоциации (обществе) риторики под названием De Wijngaardranken. Это был единственный год, когда Саломон указан в списках членов ассоциации. Его брат Симон (Simon), адвокат, числился членом этой ассоциации с 1616 по 1622 год, а, возможно, и дольше.

В 1621 году Теодор Роденбург (Theodoor Rodenburg) составил меморандум для короля Дании Кристиана IV (King Christian IV of Denmark), в котором он упоминает, что Саломон де Брей учился у Хендрика Гольциуса (Hendrick Goltzius) и Корнелиса Корнелиса ван Харлема (Cornelis Cornelisz van Haarlem). В документе указывается, что Саломон де Брей "готов оставить Харлем и переехать в Копенгаген". К посланию Роденбург приложил портрет женщины ("vrouwenbeeldt") работы Саломона, как образец творчества художника. К сожалению, история не сохранила мнения короля Кристиана IV об этом полотне. Также доподлинно неизвестны результаты этого послания, путешествовал ли на самом деле Саломон в Данию.

Frans Hals - Assembly of Officers and Subalterns of the Civic Guard/ Archers of St. Adrian, Oil on canvas - 207 x 337 cm - 1633 - Frans Hals Museum, Haarlem. Саломон де Брей был членом первого подразделения Гражданской Гвардии (Calivermen) в Харлеме (двое из его коллег-художников, участвовавших в этой гражданской милиции, оказались запечатленными на полотне Франса Хальса). 4 мая 1625 г. было опубликовано объявление, где он объявил о своем браке с Анной Вестербен (Anna Westerbaen), дочерью канатных дел мастера из Гааги. Анна, вышедшая замуж в богатую семью, была сестрой портретиста Яна Вестербена (Jan Westerbaen) и поэта, врача Иакова Вестербена (Jacob Westerbaen). У Саломона и Анны было по крайней мере десять детей, трое из которых выросли и стали художниками - Иосиф (Joseph), Ян (Jan)  и Дирка (Dirck). Последний был также переплетчиком и гравером (woodcutter).

Саломон де Брей - Близнецы Слара и Альберт де Брей (The Twins Clara and Aelbert de Bray, 1646)
Саломон де Брей - Близнецы Слара и Альберт де Брей
The Twins Clara and Aelbert de Bray (1646)

Саломон де Брей был католиком, что подтверждается им самим в письме к священнику, который он подписал вместе с Питером Соутманом (Pieter Soutman) and Класом ван Букхорст (Claas van Bouckhorst). Саломон заверял священника, что тот может отвечать им откровенно, поскольку все трое были "Catolycke persoonen". Де Брей был активным членом гильдии Святого Луки (St Luke) и играл важную роль в процессе реорганизации этой гильдии в 1630-х годах.

Саломон де Брей рисовал исторические полотна, большинство из которых относительно невелико в размерах, а также портреты и пейзажи. Его самый престижный заказ был проект для Huis ten Bosch. Кроме того, он также расписал несколько алтарей для тайных католических церквей (schuilkerken). В августе 1663 года его посетил Бальтазар де Монконис (Balthasar de Monconys, французский дипломат, ученый, судья и путешественник), купивший картину Гермафродит (Hermaphroditus).

Титульная страница Architectura Moderna ofte Bouwinge van onsen tyt Де Брей также активно работал как дизайнер изделий из серебра, проявил себя как поэт, архитектор и градостроитель. До нашего времени дошли только два рисунка его ювелирных проектов: только и сохранившийся в подлиннике серебряный рог для питья и эскиз серебряного блюда. Скорее всего он также занимался дизайном религиозных объектов, поскольку его сын Ян де Брей на одной из зарисовок 1664 года указал "зарисовки чаш и монстранции (дароносицы) сделаны господином Саломоном де Брей". В 1627 году издатель из Амстердама Яков Аерц Колом (Jacob Aertsz Colom) опубликовал антологию поэм и стихов, посвященных "уважаемой  и доброй" Маргарите Кик (Margarita Kick), которая, согласно предисловию, была племянницей Саломона. В 1631 году де Брэй опубликовал книгу "Architectura Moderna ofte Bouwinge van onsen tyt", содержащую многочисленные архитектурные гравюры Хендрика де Кейзер (Hendrick de Keyser). Де Брей написал введение, а также сопроводительные комментарии для этого трактата по архитектуре. Его книга "Bedenckingen over het uytleggen en vergrooten der stadt Haarlem", которая вышла в 1661 году, излагает взгляды на предполагаемое расширение города Харлема.

Хотя де Брей последовательно упоминал о себе как об архитекторе и художнике, мало что известно о его работе в этой области. Самое раннее упоминание о его участии в архитектурном проекте датируется 1627 г., когда он получил плату за архитектурный дизайн Zijipoort, одних из городских ворот в Харлеме. Он также принимал участие в планировании перестройки ратуши Харлема и замка в Warmond, а также здания муниципального детского дома в Неймегене (Nijmegen).

Де Брей был близко знаком с композитором Корнелисом Падбрю (Cornelis Padbrué), который в 1631 году опубликовал книгу музыки под названием Kusies. Второе издание содержало мадригалы на стихи Якоба Вестербена (Jacob Westerbaen), шурина Саломона, музыкальную аранжировку стихотворения Саломона де Брея и композиции Питера де Греббера (Pieter de Grebber).

В 1658 году де Брей получил предложение выполнить перевод на голландский язык итальянских терминов для публикации архитектурного трактата Скамоцци (Scamozzi), который он и сделал на основе четырех гравюр. В связи с этим издатель, Корнелис Данкертц (Cornelis Danckertsz), упоминает его как "знатока греческого, латинского, французского и итальянского" языков. В 1637 году де Брей посетил Неймеген, чтобы увидеть знаменитую коллекцию археологических артефактов Йоханнеса Сметиуса (Johannes Smetius).

Для современников было очевидно весьма привередливое отношение Саломона де Брея к качеству своей работы. Он датировал большинство своих картин и рисунков с точностью до дня, предисловие к его стихам также выражает признательность за его точность. Роденбург (Theodoor Rodenburg) в своем меморандуме ручается за его "безупречное поведение".

Саломон де Брей умер 11 мая 1664 г., вероятно, во время эпидемии чумы. Он был похоронен через три дня в церкви Св. Бэво (St Bavo). Болезнь унесла большую часть его семьи. Его младший сын Иаков (Jacob) был похоронен 27 апреля, всего на две недели раньше отца. Похороны сына Иосифа (Josef) состоялись 18 мая, а еще через пять дней последовали похороны дочерей Юлианы (Juliana) и Маргареты (Margaretha). Жена Саломона, Анна Вестербен (Anna Westerbaen), была похоронена за год до этого, 3 марта 1663 года.

Комментариев нет: