В сети доступна электронная версия издания 1712 года "Исторические памятные жетоны Людовика XIV" (Historische gedenk-penningen van Lodewyk den XIV) с гравюрами Яна Гурея (J. Goeree)
Мейндерт Хоббема
В экспозиции Государственного Эрмитажа находится небольшой пейзаж «Лес», принадлежащий кисти известного мастера голландской живописи XVII века Мейндерта Хоббемы (Meindert Lubbertszoon Hobbema,1638-1709). И хотя СССР обладает самым большим после Голландии собранием ее искусства (около одной его трети), «Лес» - единственное подлинное произведение этого художника, имеющееся в СССР.
Интересно отметить, что в Голландии этой поры картины и гравюры продавались на ярмарках и народных праздниках - кермесах (Kermesse, Kermis), длившихся иногда по нескольку недель. Маленькая Голландия дала тогда миру небывалое обилие имен и талантов, стала страной живописцев и граверов, оружейников и ювелиров, ткачей шпалер и шелковых тканей, мастеров фаянса и стекла.
Родившийся в Амстердаме, Хоббема входил вместе с другими живописцами в ремесленную гильдию Святого Луки, считавшегося покровителем искусств. Эта организация, основанная на строгом соблюдении устава, делила всех своих членов на две категории - мастеров и их учеников. Во вторую категорию входили и торговцы картинами, впервые в Европе получавшие специальную подготовку к этой профессии.
Художники не могли не учитывать вкусы своих заказчиков, ценивших небольшие и тщательно выписанные картины. Их искусство тяготело к жанрам, являвшимся эстетической потребностью современников: интерес к человеку вызвал развитие голландского портрета, внимание к народному быту - жанровую живопись, восхищение дарами природы (плодами земли, трофеями охоты, рыбной ловли) породило жанр натюрморта, любовь к родине стала той философской и нравственной основой, на которой возник голландский пейзаж - морской, речной, лесной, равнинный.
Ко времени появления искусства Хоббемы пейзаж уже имеет сложившуюся традицию и многих прославленных мастеров, одним из них был учитель Хоббемы - Якоб ван Рейсдаль (1628/1629-1682), который, по словам известного французского художника, искусствоведа и писателя Эжена Фромантена, «представляет после Рембрандта самую возвышенную фигуру в голландской школе».
Среди историков искусства существует мнение, что более скромные и будничные пейзажи Хоббемы не выдерживали сравнения с романтически приподнятыми, философскими и эпичными по звучанию картинами его учителя и старшего друга. Действительно, искусство Рейсдаля, вложившего в свои творения глубокие раздумья о вечности природы и быстротечности человеческого бытия, пользовалось известностью и высоко ценилось современниками, но, как выяснилось впоследствии, главной причиной непопулярности Хоббемы при жизни было несоответствие его пейзажей общепринятым вкусам.
Скромный служащий амстердамской таможни, непризнанный как художник, Хоббема вынужденно отдалялся от искусства, но продолжал творить и не порвал связи с живописью. Именно в этот период, считавшийся нетворческим в жизни мастера, был создан его шедевр «Аллея в Миддельхарнисе» (1689), находящийся в Национальной галерее в Лондоне. Это произведение свидетельствует о тех творческих принципах, которые лежали в основе новаторского по направленности искусства художника.
Хоббема часто повторял мотивы, выбранные Рейсдалем для своих картин и офортов. Но даже при этой непосредственной зависимости от искусства учителя изображения Хоббемы не несут возвышенного романтического настроения, а отличаются другим, не менее искренним и глубоким, чувством близости природы и человека. В его пейзажах всегда присутствует или сам человек, или следы его будничного, повседневного труда.
По мере углубления взглядов на искусство художник начинает выбирать и более близкие ему мотивы - лесные дороги, водяные мельницы, уголки природы с домами жителей, реже развалины замков. Весьма существенно, что сама живописная манера Хоббемы значительно отличается от манеры Рейсдаля, свидетельствуя о новых задачах живописи на открытом воздухе, пристальном внимании к освещению. Таковы созданные около 1660 года «Дорога в лесу» (Нью-Йорк, Метрополитен музей), «Лес» (Ленинград, Эрмитаж), «Пейзаж с хижиной» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Хоббема был первым из голландских пейзажистов, работавших красками на пленэре, в непосредственном общении с природой он отбирал тот материал, который позднее использовал в своих картинах.
«Аллея в Миддельхарнисе» выявляет в Хоббеме смелого мастера композиции, творчески воссоздавшего облик природы, соединив лесной и равнинный пейзаж. Живопись его осязаемая и плотная, важнейшим ее свойством является декоративность, четкость рисунка. На этой особенности творческой манеры Хоббемы останавливался Эжен Фромантен, писавший, что картины этого мастера как будто были вначале выгравированы, а уже затем превосходно написаны поверх строгой гравюры. Умение правдиво изобразить природу уже не устраивало художника-новатора, создававшего ее обобщенный образ, синтезирующий множество впечатлений. Он старался передать зрителю ощущение скрытой, динамичной, меняющейся жизни природы, поставив тем самым задачу создания пейзажа настроения, определившего в более позднее время пути развития всей европейской пейзажной живописи.
Хоббема опередил свое время и не был понят современниками. Но уже столетие спустя его произведения ценились гораздо выше произведений учителя. А позднее происходит как бы второе открытие художника, вызвавшее даже появление подделок его картин.
Творческое наследие мастера исчисляется сейчас в объеме полутораста произведений. Самая значительная их часть находится в Англии, где влияние Хоббемы ощутили на себе два таких видных пейзажиста, как Джон Констебль и Томас Гейнсборо.
Источник: Календарь искусств на 1988 год
Найдена украденная картина Ван Гога «Весенний сад»
Картина «Весенний сад, пасторальный сад в Нуэнене весной» (Lentetuin, de pastorietuin te Nuenen in het voorjaar) Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), вернулась в музей Гронингера через три с половиной года после кражи. Картина был украдена из музея Зингера (Singer Museum) в Ларене (Laren) 30 марта 2020 года, куда она была временно предоставленна музеем Гронингера (Groninger Museum).
«Музей Гронингера очень рад и рад, что работа вернулась. В настоящее время он находится в хорошей компании в Музее Ван Гога. Мы очень благодарны коллегам в Амстердаме за гостеприимство. От имени сотрудников, всех гронингеров и посетителей мы очень благодарны всем, кто внес свой вклад в это достижение. Артур Бранд сыграл ключевую роль в этом деле, и это очень ценит музей», - сказал Андреас Блюм, директор Музея Гронингера.
В 2021 году подозреваемый был арестован полицией и осужден. Спустя три с половиной года после кражи украденная работа наконец-то вернулась. Полиция принимала активное участие во всех этапах, при этом музей не может делать никаких заявлений о проводившемся расследовании.
В в ближайшие месяцы состояние картины будет тщательно исследовано, поскольку она пострадала, но, на первый взгляд, все еще в хорошем состоянии.
Картина Винсента Ван Гога написанна маслом на бумажной панели 1884 году. Это единственная работа Ван Гога в коллекции Музея Гронингера и она является одним из самых ярких экспонатов коллекции. Она была приобретена в частную коллекцию жителя Гронингена с начале XX-го века и была пожертвована городскому муниципалитету в 1962 году.
«Весенний сад» будет представлен с 29 марта на выставке 150 лет музею Гронингера.
За шторой — Таинственный Вермеер
После многолетних исследований скрытая фигура была обнаружена на картине Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», хранящейся в Дрезденской картинной галерее. Это была сенсационная находка - на стене комнаты, частично скрытой занавеской, находилась картина, изображающая Купидона. Обоснованием для повторной выставки картины в её новом виде является сенсация: Купидон, по-видимому, был закрашен после смерти художника.
Загадочные картины Яна Вермеера веками очаровывали любителей искусства.Его творчество было одним из самых сложных для окончательной расшифровки экспертами и часто становилось предметом спорных дискуссий на глобальном уровне.
Теперь галерея в немецком городе Дрездене собрала лучших в мире ценителей Вермеера, высокотехнологичные методы визуализации и немало денег. Почему? Потому что то, что начиналось как обычная реставрация картины, привело к радикальному изменению культового образа. Но кто решает, как следует анализировать картины прошлого? И как реагировать на любые неожиданные открытия? Фильм компании DW English размышляет о праве интерпретации в искусстве, в прошлом и настоящем. Поможет ли наконец откровение Купидона раскрыть непреходящие тайны Вермеера?
