Велосипландия или "постройте, и они поедут!"

"Велосипедист всегда прав. Даже когда в полночь едет без горящей фары по улице с односторонним движением в противоположном направлении".
Первое правило голландского дорожного кодекса.

Ну мы, конечно, знали, что в Голландии много велосипедов. Один знакомый голландец, привирая, привёл цифры: "на 16 миллионов населения - 48 миллионов велосипедов. Лично у меня меня их тоже три…"  Наверное, более реальна следующая статистика - на 16 миллионов голландцев - 16 миллионов велосипедов. Что тоже недурно.

Как же они докатились до такой жизни? Если говорить коротко, то голландцы отказались от автомобилецентричной городской модели (хотя машины, разумеется, в Голландии тоже есть у всех). И создали велоинфраструктуру, руководствуясь принципом: "постройте, и они поедут!" (Более подробно об этом - в мини-фильме в конце поста).

Поскольку велосипеды есть у всех, то и поверхность голландской земли (с таким трудом отвоёвываемой у моря) очень хорошо к ним подготовлена. Вот пример дороги на въезде из пригорода в город. Обратите внимание, посередине - полоса общественного транспорта, в данном случае, автобуса. Полоса реверсивная, расписание у автобуса таково, что на этом участке они не встречаются лоб в лоб. Далее идёт полоса для автомобилей. Она серая. Затем идёт такой же ширины велодорожка, она красная.  В данном месте - односторонняя. И затем идёт узкая полоска тротуара. В четыре небольших плиточки шириной. Рубенсовская женщина на таком тротуаре была бы недовольна регулярными тереблениями в области бедра рулями проезжающих мимо озорных велосипедистов.  Мы минут 15ть шли вдоль этой дороги и были единственными пешеходами. Как справедливо заметил в одном из каментов к предыдущим записям юзер Worm, звенят они звоночками так часто, что через 10 минут вырабатывается рефлекс. Услышал звонок - делаешь шаг вправо, даже не проверяешь, есть там сзади велосипед или нет :-)

Разумеется, автомобиль, сворачивающий направо, (например, во двор), и пересекающий велодорожку, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОПУСКАЕТ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ.

Вот скромный перекрёсток с выездом на главную. Обратите внимание на наличие "индукционного контура", о котором мы говорили в посте о германских дорогах.

Также на каждом перекрёстке есть столбик или нечто подобное, на котором крепится вот такая кнопка - прикладываешь к ней руку - и со временем система переключает тебе светофор.

А вот перекрёсток побольше.

Отдельные светофоры и дорожки для пешеходов и велосипедов.

А вот специальный велосветофор. Он намекает на то, что велосипедисты пересекают перекрёсток именно так, почти как пешеходы, что есть условному квадрату. Срезать и пересекаться с автомобильной полосой чревато, даже учитывая максимально лояльное отношение автомобилистов к велосипедистам.

Понятно, что раз за хлебушком с молочком, а также в сад за детьми (и вообще везде) принято ездить на велике, то с велопарковками дело обстоит неплохо.

Конфигурации самые разнообразные.

С подвесом переднего колеса.

Более глобально велопаркинг также разноообразен. Вот обычная семейная паковка возле обычного дома.

Вот крытая стоянка возле дома в кампусе.

Возле торгового центра.

Вот на небольшой жд станции

Вот двухэтажная, на жд станции побольше. Как найти свой?

Трёхуровневая в Амстердаме.

Местный тарзан паркуется на уровне 5-го этажа на дереве

Велосипеды все разные, но однотипные. :-) Кажется, что на таких, даже на этих же, ездили ещё Принц Оранский с Эразмом Роттердамским. Новый велосипед стоит от 150 евро. И то по акции.

Для девачег бывают белые и розовые.

Детский полуприцеп

Комфортный дилижанс с тентованной конурой в виде прицепа. Там тоже возят детей. Это и игровая комната и спальня на колёсах.

Рекордсменка (из встреченных нами). Женщина везёт пятерых. Трое в поддоне впереди, один на раме перед дамочкой, один сзади.

Кстати, в городке, где мы жили практически нет такси. За ненадобностью. Наши пытались вызвать машину (поймать её просто невозможно - никто не остановится). Ждали два часа, за проезд около 3х километров отдали 18 евро. За это время можно было дважды сходить туда-сюда бесплатно.

Первые пару дней мы присматривались, а на третий сами взяли велики в прокат. Во-первых, это дешевле, чем ездить на автобусе, одна поездка на котором стоит 2,20. Нам надо было ездить кадый день (6 км) с одной пересадкой. Это 8,80 в день только на дорогу. Прокат в нашем отеле стоил 8,50 в сутки. И у тебя реально развязаны руки. Но заняты ноги. Велосипеды нам достались наиновейшие. Отель впервые решил попробовать прокатный "бизнес".  Возвращаем в первый день и говорим: "вот спасибо, повезло нам с великами, новые, хорошие." А нам отвечают: "и нам повезло, новые, хорошие, за неделю уже 6 раз у нас их арендовали". "Окупились?" "Нет ЕЩЁ, но уже ПОЧТИ!!!" ;-)

Вот тётушка из отеля выводит велосамочку белого цвета для супруги. Кстати, тётушка призналась, что у неё нет велосипеда (типа она белая ворона), но иногда (когда дождь!) она берёт велик на работе, чтобы поскорей добраться до дома. На работу ей идти полчаса пешком.

Нам повезло еще и потому, что на наших вот этих великах были ножные тормоза. Я как с детства привык, так на ручные и не переучивался. Оставалось только сесть и …

Ощущения - бомба! Ветер в харю! Велик, невзирая на свою кажущуюся неуклюжесть и громоздкость, набирает приличную скорость очень быстро и педали крутятся легко. Местных бабулек ещё и фиг догонишь! Летают, как заводные!

На велике есть система автоугона. Это такой замок, который находится над задним колесом и механически его блокирует.

В городе Энсхеде, где происходили наши велодвижения, не принято привязывать велосипеды на парковках. Первый раз я даже боялся, что их сопрут, раз в час возвращался, проверял. Не спёрли.

В общем, мы очень прониклись велоидеей. При должном подходе и инфраструктуре это более, чем естественный процесс. Видели велобабулю, у которой вдоль рамы были два костыля. То есть возрастная слабость ног - не повод не пользоваться велосипедом. Видели людей, читающих электронные книги за рулём. Они поворачивают налево и направо наклоном велосипеда, не касаясь руками руля. Бесчисленное число велогуляющих за ручку парочек. Не удивлюсь, если первый опыт взрослых отношений голландцы получают, не вставая с велосипеда.

Ролик о том, как они катятся по такой жизни.

Источник

Комментариев нет: