Голландия бытовая

Какова бы ни была инфраструктура и архитектура незнакомой страны, но в конце концов самое сильное впечатление остаётся от того, как проходило твое знакомство с будничными банальностями, а также от того, какие тебе встретились люди. А точнее, насколько у вас получилось понять и простить принять друг друга.

Несколько подробностей о том, что удалось понять о Голландии.

Начнем с того, что с рабочим временем в Голландии всё очень строго. Если магазин работает до 18:00 (а большинство непродовольственных магазинов работает максимум до 18:30), то это означает, что в 18:00 продавец уже сядет на велосипед и укатит в направлении своих личных дел. В реальности это означает, что с "беспятнадцати мы закрываемся" вас весьма вежливо, но достаточно уверенно будут отпихивать бедром в сторону двери.

Единственным исключением в режиме работы магазинов в городе Энсхеде (а может и в других городах) является четверг, когда все работают до 21:30. В субботу - короткий день. В воскресенье ВСЁ ЗАКРЫТО. Это не только голландская фишка - в Германии, например, ИКЕА по воскресеньям не работает - работодатель чтит трудовой кодекс (с одной стороны), и экономит на расходах, связанных с работой персонала в выходной день (с другой стороны).

В заведениях питания - кафе и ресторанах - меню делится на три части. До 12 - завтрак, с 12 до 17 - ланч, после 17-ти - обед. В меню чётко указано, какие блюда когда могут быть приготовлены и поданы. Что-то сложное и серьёзное можно заказать только вечером. Кстати, во многих заведениях кухня работает до 21:30, например, а само кафе при этом не закрывается. Да, тебе в 22:00 подадут пиво и закуски, но блюда будет готовить уже некому.

В маленьком городе, каковым является Энсхеде, меню практически не дублируются на английском. Не для кого, хотя город сознательно был превращён в центр брендового шоппинга. В основном для немцев. А немецкий язык местные понимают, как и немцы вполне понимают тамошние наречие и правописание.

Но и английский разговорный язык всем возрастам покорен и им владеют фактически все. К кому бы мы не обратились за помощью - на примитивном уровне ответ давали всегда и с удовольствием. Единственная проблема возникла с пожилой женщиной, которая оказалась единственной пассажиркой на остановке. Мы обратились к ней с вопросом, она долго извинялась, что понимает не всё из сказанного нами, но тем не менее, постаралась помочь не словом, так жестом.

А ещё столкнулись с такой проблемой: наверное в Энсхеде проще найти щепотку плутония к завтраку, или перо жар-птицы (не говоря уже о легальной продукции кофешопов), нежели банально (казалось бы) воспользоваться услугами такси. Я не говорю о ценах на такси - по сравнению нами они заоблачны - примерно в 10 раз выше. Но найти саму машину такси - это проблема. Им такси просто не нужны! У всех есть свои машины и велики. Одна наша пара после изнурительного шоппинга ДВА ЧАСА ждала машину в кафе. Не удивлюсь, если такси пригнали из Амстердама. За два часа можно было пешком дойти до отеля, вздремнуть, и вернуться обратно.

А другие наши люди решили не идти 2,5 км пешком из центра на стадион, а также хотели воспользоваться услугами такси: они заходили подряд в маленькие дома с магазинчиками на первых этажах и просили работавших людей помочь вызвать им такси. Никто не стал им помогать, ссылаясь почему-то на тотальную занятость по работе, хотя было очевидно обратное. Так и дошли пешком - злые и разочарованные чёрствыми голландскими антитаксистами.

Но от себя могу сказать, что моим попутчикам просто почему-то не повезло. Я с подобным ни разу за неделю не столкнулся. Не в смысле такси, а в смысле отказа в помощи. Более того - в следующей серии - несколько воспоминаний о тех прикольных голландцах, с которыми нас свела судьба. И об их скромном, но важном вкладе в наше путешествие.