Голландия — страна тюльпанов. Часть II.

Архимандрит Августин (Никитин)

Алсмер — цветочная Мекка 

«Когда наступит весна, принесу я тебе тюльпаны из Амстердама», — поется в известной голландской песенке. Но тюльпаны из Амстердама приходят из района разведения цветочных луковиц, и цветы и растения — с аукциона в Алсмере. Уже с 1850 года здесь выращивают цветы, сначала на открытых полях, а теперь в теплицах. 

В голландском городке Алсмере проживают всего двадцать тысяч жителей, но, несмотря на это, он известен во всей Западной Европе. Алсмер — место, где проводится крупнейший в мире аукцион цветов. Голландские садоводы ежегодно продают своей продукции почти на миллиард долларов. Примерно треть всего оборота приходится на фирму, расположенную в Алсмере. Хотя за пределами страны прежде всего известны голландские тюльпаны, основная статья экспорта — розы, которых каждый год продается до одного миллиарда трехсот миллионов штук. 

На аукционе можно приобрести гвоздики, хризантемы и другие цветы. Большим спросом пользуются также и растения в горшках. О масштабах предприятия в Алсмере можно судить хотя бы по тому, что каталог аукциона представляет собой книгу объемом в двести девяносто страниц. 

В Алсмере, что в пятнадцати километрах от Амстердама, ежегодно молоток распорядителя возвещает о продаже почти двух миллиардов срезанных цветов и ста пятидесяти миллионов горшечных растений. Алсмер является законодателем в области цен для цветочных рынков всей Западной Европы. Цены на первосортные розы и гвоздики, которыми открывается торговля, немедленно передаются по факсу в другие западноевропейские города. 

Гигантское, без окон здание аукциона, имеющее пять залов, вытянулось на километр и занимает огромное помещение, равное по площади тридцати футбольным полям. В 1986 году после очередного расширения его площадь превысила тридцать шесть гектаров. В Книге рекордов Гиннесса оно значится как самое крупное в мире сооружение, предназначенное для коммерческих целей. Здание аукциона принадлежит кооперативу, созданному Объединением голландских цветоводов. Ежедневно через аукцион реализуются семь миллионов срезанных цветов [10]. Обслуживают его четыре тысячи восемьсот человек. Начинается аукцион в семь часов утра, а грузовики подвозят нежный товар в течение всей ночи. Цветы, доставленные до половины седьмого, продаются в тот же день. 

На аукцион, начинающий работать рано утром, допускаются только те цветы, которые были срезаны не ранее четырех часов утра того же дня, когда они предъявляются для продажи. Цветы, срезанные накануне вечером или ранее четырех часов утра, к продаже на аукционе не допускаются. Причем правило это строго исполняется, и за его соблюдением следит специальный штаб экспертов. Каждый цветок, предназначенный для продажи, проходит через один из аукционных залов, где экспортеры, оптовики и цветочники делают ставку на приглянувшийся товар. 

Для решения споров, возникающих во время заключения торговых сделок, существует специальный суд. Если, например, экспортер считает, что он получил луковицы не той величины, которая оговорена в контракте, он обращается в суд, где заседают два юриста, три эксперта и три садовода, которые производят обмер луковиц и выносят решение [11]. 

Интересно то, что на голландских цветочных аукционах покупатели не набавляют цену, а сбивают ее. Единственный указатель на табло с большой скоростью движется против хода часовой стрелки — от ста до нуля. Покупатель, первым останавливающий бег стрелки, становится обладателем партии или той ее части, какая ему необходима. После этого указатель снова возвращается к ста, и торговля продолжается. Подобная система разработана специально для аукционов, имеющих дело со скоропортящейся продукцией, чтобы максимально ускорить весь процесс. 

Однако у голландских садоводов есть и трудности. Одна из них состоит в том, что все больше растений постепенно исчезает с рынка и становится редкостью. Так, знаменитая «роза мира», выведенная в 1945 году, ныне существует в единицах экземпляров. Основная причина вырождения некоторых цветов состоит в недостатке энергии, необходимой для создания благоприятного микроклимата в теплицах. В Алсмере говорят, что если раньше цветоводы стремились выращивать прежде всего красивые цветы, то теперь их волнует рентабельность производства. Специалисты пришли к выводу, что снижение температуры воздуха в теплице всего на один градус сберегает десять процентов энергии. Имитируя природные условия, цветоводы могут заставить цвести тюльпаны и в разгар зимы. Для этого луковицы собирают и выдерживают на лотках при температуре, которая бывает в конце лета. Когда зачаток цветка, заключенный в луковице, разовьется до определенной степени, температуру понижают до уровня, необходимого тюльпанам для периода покоя, а затем снова повышают, чтобы они зацвели [12]. 

Но, несмотря на эти проблемы, дела голландских цветоводов обстоят неплохо. Сегодня Нидерланды экспортируют тридцать процентов всех цветов, выращиваемых в стране. Алсмер доказывает свою значимость ежегодной организацией знаменитого цветочного парада, где длинная процессия низких платформ и машин, украшенных тысячами цветов, является впечатляющим зрелищем. В честь цветов голландцы устраивают красочные ежегодные праздники. Такого в мире больше нигде нет. 

К празднику цветов готовятся заранее. Фантазии и изобретательности голландцев нет предела. Из цветочных лепестков они делают макеты мельниц и фигуры сказочных персонажей, красочные орнаменты и затейливые узоры. И вся эта процессия в течение трех-четырех часов проплывает мимо зрителей под приглушенные звуки музыки. 

Технология изготовления фигур для участия в празднике весьма трудоемка. Поскольку значительная часть цветоводческих хозяйств ориентируется на производство луковиц, цветоводы, стимулируя их рост, распускающийся цветок срезают. Цветки же и лепестки накалывают на макеты, которые устанавливают на платформах автомашин. И все это за короткий срок, чтобы цветы не успели завянуть до начала парада. Кроме этой «манифестации», в Алсмере каждый год проходит Национальная цветочная торговая выставка. Цветоводы и торговцы со всего мира съезжаются сюда узнать о новых сортах цветов и о новых методах выращивания. В стране действуют шестнадцать цветочных аукционов, на которых сбывают свою продукцию около восьми тысяч производителей — как крупные фирмы, так и мелкие семейные предприятия. Разведениeм цветов здесь занимаются, как и в прежние времена, мелкие — в основном семейные — хозяйства, размер обрабатываемых площадей которых не превышает пять гектаров. На долю таких «малюток» приходится свыше восьмидесяти процентов всех цветоводческих хозяйств. Кроме тюльпа- нов, выращивают розы, гвоздики, хризантемы, нарциссы и другие цветы. Одних тюльпанных луковиц производят около двух миллиардов штук в год [13]. Но аукцион в Алсмере остается уникальным. 

Сегодняшние тюльпаны ведут свою родословную от менее ярких, но более неприхотливых и жизнестойких сортов. Например, «Императорская корона», один из старейших сортов, культивируемый наиболее широко, был выведен еще в 1750 году. Пятьсот сортов тюльпанов, пользующихся спросом на рынке, были получены путем гибридизации уже в ХХ столетии. Когда цветоводы предлагают новый сорт тюльпана, лишь немногие знают, что на его выведение ушло по, крайней мере, двадцать лет. 

Начиная с 1967 года селекционеры получили возможность регистрировать свои права на выведенные ими сорта тюльпанов, что в Нидерландах аналогично получению авторского патента. Теперь, когда они, например, заключают торговую сделку с другими цветоводами, те обязаны выплачивать им определенные проценты за выращивание на продажу запатентованного сорта [14]. 

Большим преимуществом для аукциона в Алсмере является близость аэропорта Схипхол. Цветы — недолговечный продукт, поэтому время между аукционом и продажей покупателям должно быть как можно короче. Благодаря близости аэропорта Схипхол стало возможно купить букет цветов из Нидерландов на Бродвее в Нью-Йорке (основанном голландцами под названием Новый Амстердам). 

Это сегодня, в век скоростей. А в середине прошлого, ХХ столетия цветочным базарам в Голландии в меньшей степени была присуща проза, а в большей — поэзия. Это нашло свое отражение в стихотворении голландского поэта Яна Принса под названием «Жемчужина Голландии». 

История свидетельствует о том, что голландцы — самые искусные торговцы в мире. И действительно, остров Манхэттен они купили у индейцев за двадцать пять гульденов, а редкий экземпляр тюльпана продали за цену в пятьсот раз больше. О том, как в Голландии возникла «цветочная лихорадка», повествуют российские литераторы ХIХ столетия.

Примечания

[10] Бусыгин А. В. Побеждающие море. О Голландии и голландцах. М., 1990. С. 146. 

[11] Бусыгин А. В. Побеждающие море. О Голландии и голландцах. М., 1990. С. 146–147. 

[12] Бусыгин А. В. Побеждающие море. О Голландии и голландцах. М., 1990. С. 148.

[13] Бусыгин А. В. Побеждающие море. О Голландии и голландцах. М., 1990. С. 147. 

[14] Бусыгин А. В. Побеждающие море. О Голландии и голландцах. М., 1990. С. 146. 

[15] Принс Ян. Жемчужина Голландии // Ладонь поэта. Стихи. М., 1964. С. 85–87.

Об авторе. Архимандрит Августин (в миру — Никитин Дмитрий Евгениевич) родился в 1946 году в Ленинграде. Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. В 1973 году принял монашеский постриг с именем Августин. Пострижен в монашество митрополитом Никодимом в Благовещенской церкви его резиденции в Серебряном Бору в Москве. В 1974 году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, преподаватель, доцент Санкт-Петербургской духовной академии.

Опубликовано в журнале "Нева", номер 9, 2013 год.

Предыдущая часть

Комментариев нет: