Малые французские города нередко живут за счет туристов. И если городок не может похвастать теплым морем, ему остается уповать на историю. Пример того – расположенный на берегах Роны Арль (население – чуть более 50 тыс. человек).
Возведенными в Арле ареной, амфитеатром и прочими римскими сооружениями сейчас никого не удивишь – этих красот в достатке по всей Европе. Но у арлезианцев есть кое-что еще.
Из всей двухтысячелетней истории города они обращают внимание гостей на особые для них 16 месяцев (февраль 1888 – май 1889). Именно тогда в Арле жил Ван Гог.
Известный всем импрессионист был в южном городке проездом; однако остался, чтобы создать поселение для художников; в итоге, с диагнозом «эпилепсия височных долей», попал в больницу для душевнобольных.
Ван Гог в те 16 месяцев написал десятки картин, многие из которых известны и сегодня. Среди них: «Подсолнухи», «Ночное кафе», «Ночная терраса кафе». Арлезианцы этим гордятся; пожалуй, даже чересчур.
У мест, рисованных Ван Гогом, обязательно установлена репродукция, чтобы турист мог сравнить картину с оригиналом. «Террасу» ночного кафе (теперь оно называется «Cafe Van Gogh») сохранили в неизменном виде; остался желтый цвет стен и покатого навеса; вот только вместо мощеной дорожки – асфальт, а вокруг тесным соседством объявились прочие кафе.
Рядом с Ареной так же осталась комната Ван Гога («La Chambre de Van Gogh», чем-то напоминающая комнатушку Франца Кафки на «Золотой улице» в Праге). Внутри, для посетителей, конечно же, выставлена репродукция «Комнаты Ван Гога в Арле».
Все это занимательно для любителей импрессиониста, но арлезианцы этим не удовлетворились. Они решили, что память о художнике должна быть всюду. Его именем назвали стадион, колледж, сад, мост, авеню, не говоря уже о более скромных местах и заведениях. В центре Арля стоит своеобразное надгробие Ван Гогу (сам художник, вместе с братом, Тео, захоронен в Овере).
В больнице для душевнобольных, где лечился Ван Гог, нынче открыли магазин, посвященный исключительно импрессионисту. В нем торгуют репродукциями и не только… Так же – галстуками, игральными картами, кепками, сумочками, губными помадами, кедами, ракетками для пинг-понга, многим другим, и все это – с изображением Ван Гога или его картин. На носках – «Подсолнухи»; на трусах – «Звездная ночь».
Кстати говоря, жители недолюбливали художника, когда тот жил в Арле; за выходки, за припадки. Теперь же они печалятся оттого, что в городе не осталось ни одной из его картин. Нет даже малого наброска. Все они разъехались по музеям и частным коллекциям. Однако это не мешает арлезианцам гордиться своей причастностью к творчеству Ван Гога. Их можно понять. Ведь именно за этой «причастностью» и приезжают в город туристы: чтобы зайти в Его комнату, чтобы посидеть в Том Самом кафе и выпить… нет, не абсент - чашечку капуччино.
Рудашевский Евгений
Фото автора
Опубликовано в журнале "La Pensée Russe/Русская мысль" (Лондон) - 25.02.2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий