7 февраля 1992 года в Маастрихте был подписан Маастрихтский договор, положивший начало Евросоюзу. В отличие от такого же некруглого юбилея пять лет назад 20-ю годовщину договора отметили очень скромно – международной конференцией в университете Маастрихта.
Непраздничное настроение на родине евро объясняется долговым кризисом, охватившим Голландию вместе с остальной Европой и заставившим усомниться в правильности создания ЕС даже на его родине, в Голландии.
Евроскептицизм
Голландцам есть чем гордиться. По площади королевство уступает Московской области, но его экономика занимает 16-е место по объему ВВП и может похвалиться такими транснациональными гигантами, как Philips Electronics NV или Akzo Nobel NV.
На недосягаемом для остальной еврозоны уровне в Нидерландах и финансы. Не случайно первым президентом Европейского центрального банка был голландский финансист Виллем Дуйзенберг.
Голландия всегда была одним из главных поборников европейского рынка. Однако сейчас ситуация резко изменилась. Долговой кризис ощущается даже среди голландских каналов и тюльпанов. В многолетней проевропейской позиции нидерландского политического и экономического истеблишмента появились трещины, расширяющиеся с каждым днем.
«Евро можно считать неудачным проектом», – заявил в конце прошлого года на нидерландском телевидении Ханс Хугерворст, бывший министр финансов королевства, а ныне председатель Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB).
Не менее критичны высказывания и оценки и других политиков, финансистов и бизнесменов. Бывший премьер-министр Голландии Рууд Любберс, председательствовавший на саммите в Маастрихте и всегда считавший подписание договора главным достижением своей политической карьеры, заявил недавно, что договор был, как он выразился, «неполным».
В Нидерландах все больше крепнет убеждение, что евро был победой политического романтизма над экономической реальностью и экономическим мышлением. До недавнего времени подобные мнения о евро и Евросоюзе были здесь немыслимыми. Еврофильские настроения на еврофобские начали быстро меняться после 2005 года, когда голландцы проголосовали против принятия новой Европейской конституции. Сейчас опросы общественного мнения показывают, что большинство жителей королевства хотят возврата гульдена, хотя еще не так давно, в 2009 году, согласно опросу ЕС, поддержка голландцами евро зашкаливала за 80%.
Правительство Марка Рютте, лидера Народной партии за свободу и демократию (VVD), изо всех сил агитирует подданных королевы Беатрикс за евро и Евросоюз. К поддержке монетарного союза и углублению европейской интеграции призвали голландцев и президенты пяти крупнейших компаний королевства, но пока все усилия тщетны. С каждым днем у все большего числа не только простых голландцев, но и предпринимателей евро начинает ассоциироваться с многомиллиардной помощью Греции (дважды), Ирландии и Португалии и пониманием, что этими странами дело едва ли ограничится.
Такова жизнь
Голландия в отличие от Франции сохранила наивысший кредитный рейтинг ААА. Многие экономисты считают ее экономику фундаментально здоровой и стабильной, но говорить о том, что все спокойно в нидерландском королевстве, было бы большим преувеличением. Уже после подписания фискального пакта, устанавливающего в Старом Свете жесткую финансовую дисциплину, в агитации за которую Гаага не один год соперничала с Берлином, сама же Голландия ее и нарушила, заявив во всеуслышание, что не сможет к концу этого года снизить дефицит бюджета до намеченных 4,5%. Мягкая рецессия, в которую войдут Нидерланды, не позволит им выполнить взятые на себя обязательства. 4,5% Гаага, по прогнозам Бюро экономического анализа (СРВ), сумеет достичь лишь к концу следующего, 2013 года, когда дефицит должен укладываться в разрешенные 3% от ВВП. К ним же голландцы приблизятся только к 2015 году.
Не в ту сторону движется еще одна финансово-экономическая характеристика, ограниченная Маастрихтским договором, – государственный долг. ЕС установил лимит в 60% от ВВП, однако долг Нидерландов по выкладкам CPB с 65,4% в 2011 году к 2015 году вырастет до 75,8%.
«Нарушив предложенным им же самим строгие правила, – говорит Поль Ньювенбург, политолог из Лейденского университета, – правительство попало в неловкое положение и создало угрозу своему имиджу. После резкой критики в адрес Греции оно сейчас обязано само придерживаться правил».
Коалиция из либералов Рютте и христианских демократов, поддерживаемая в парламенте Гиртом Вилдерсом в обмен на уступки в миграционной политике, приступила к работе в конце 2010 года с обещаниями 18-миллиардной экономии за четырехгодичный срок, отведенный ей Конституцией. Для того чтобы выйти в следующем году на обещанный 3-процентный дефицит, придется сокращать расходы еще на 9 млрд евро, что очень трудно.
Бурные политические воды
Не все спокойно и на политической арене нидерландского королевства. Вместе с отношением к евро меняется отношение голландцев и к политическим партиям. С каждым днем кризиса все больше поддержки получает правая Партия свободы во главе с Вилдерсом, которая в духе времени перенесла акцент в своей деятельности с требований вытеснения из Голландии иностранцев на вытеснение Голландии из зоны евро.
Ностальгия по гульдену и популистская демагогия помогли Партии свободы, сочетающей крайне правые антииммигрантские и антимусульманские лозунги с левыми взглядами государства всеобщего благоденствия (но только для белого коренного населения) и еврофобией, стать на парламентских выборах 2010 года третьей по числу депутатов в парламенте партией королевства (24 из 150 мест). Согласно исследованию социологического института Synovate, если бы парламентские выборы состоялись в декабре 2011 года, численность депутатов от Партии свободы увеличилась бы еще на четыре человека.
Гирт Вилдерс выступает против дальнейшего сокращения расходов, за исключением помощи другим государствам. Он, конечно, потребует дальнейших уступок в обмен на свою поддержку, скажем, повышения НДС и других налогов или новых сокращений расходов.
На левом фланге политического поля в Голландии у Рютте тоже сильный противник – Социалистическая партия. Она тоже пользуется широкой поддержкой населения и тоже категорически настроена против ЕС. Правые и левые довели число евроскептиков в королевстве до 55%.
Некоторые экономисты предлагают Марку Рютте для решения проблем с бюджетом отменить значительные налоговые льготы по закладным на дома, которые обходятся казне в 16 млрд евро ежегодно. Но во время избирательной кампании он выступал за их сохранение. Отмена этих льгот сейчас не только крайне негативно скажется на имидже премьера, но еще больше ухудшит ситуацию на рынке недвижимости, который и без того находится в тяжелом положении.
Возможность для маневра у правительства Рютте ограничена, правящая коалиция крайне слаба и хрупка. Так что голландский кабинет вполне может стать очередной жертвой долгового кризиса. Отличием от всех остальных стран, где кризис привел к отставке правительств, будет то, что произойдет она в такой успешной и процветающей стране, как Нидерланды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий