Запрет на смешение богословия с философией

Опыты с физическими инструментами в Нидерландах разрешалось ставить публично. Незадолго до рождения Петра в Голландии во время правления адвоката и математика Яна де Витта (1625–1672) ради сохранения политического мира было осуществлено разделение философии и теологии. Акт Штатов Голландии 1656 г. «против смешения богословия с философией» провозглашал, что любой человек свободен думать, что он хочет, и говорить, что думает. Выдвигалось только одно условие, а именно: теологи впредь не должны заниматься философией (т.е. физикой), а философы (т.е. физики) — теологией. Этим актом Ян де Витт еще раз показал, что церковь подчинена государству. Покуда философы не вмешиваются в религию, это постановление ограждает их от давления церкви. Рене Декарт (1596–1650), Джон Локк (1632–1704) и Пьер Бейль (1647–1706) пользовались этим правом. Они подолгу жили в относительно свободных Нидерландах, где расцветала новая наука.

В год рождения Петра европейский Бог уже не был Богом из Ветхого Завета, который в любой момент готов по своему усмотрению вмешаться в ход истории [28]. Западноевропейский Бог, с которым Петр в молодости познакомился в Немецкой слободе в Москве, был Богом, который смотрит на сотворенныйл им мир, как работает этот мир, приведенный им в движение, как он вертится со скрипом и скрежетом. Согласно этой картине — мироздания как механизма — мир населен людьми, рядом с которыми сосуществуют очень хитроумно сконструированные летающие, плавающие и ползающие «машины», не имеющие души [29]. Изобретателем картины мира как механизма был французский философ Рене Декарт, который в возрасте 21 года служил в армии у принца Морица (1567–1625) [30]. Многие приветствовали мысль Декарта о том, что Бог не хочет дурачить людей и что физический мир, воспринимаемый человеком, и есть такой, каким он этот мир воспринимает. Исследователи природы считали, что ее законы установлены Богом. 

Сегодня для нас видение природы как машины уже непривлекательно. Однако «в те времена людям намного больше импонировал дух упорядоченности, регулярности и главное, надежности нового “просвещенного” представления о природе, чем ощущение ее хаотичности, непредсказуемости и непонятности, которое было у них прежде. В их восхищении этой машиной есть что-то от детского удивления и восторга» [31]. 

Естествоиспытатели получили свободу исследовать Божье творение. Они изучали физический мир при помощи вспомогательных средств. Благодаря физическим приборам были принципиально расширены границы знаний о мире. Микроскоп показал несостоятельность распространенной в античной науке веры в «generatio spontanea» — возникновение живых существ из неодушевленной материи. Еще около 1600 г. известный в Европе физик Ян Баптиста ван Гельмонт (1577–1644) утверждал, что мыши могут зародиться в нестираных рубашках, но уже в 1677 г. Антони ван Левенгук (1632–1723), не желавший верить в «спонтанную генерацию», первым в мире обнаружил с помощью микроскопа важнейшее звено в размножении: миллионы семенных клеток, плавающих в человеческой сперме. 

Христиан Гюйгенс (1629–1695) увидел с помощью телескопа спутник планеты Сатурн и незадолго до своей смерти закончил работу над книгой «Kosmotheoros» (1698) — рассуждение о возможности жизни на других планетах: «Он хотел показать, что та внутренняя логика, которая определяет роль природы по отношению к Земле, может быть применена и к другим планетам» [32]. 

С тех пор как Николай Коперник (1473–1543) из Кракова, Иоганн Кеплер (1571–1630), математик из лютеранской школы в Граце, и Галилео Галилей (1564–1642), профессор Пизанского университета, сформулировали законы, определяющие движение небесных тел, начал проходить страх перед кометами. Кометы на землю посылает не Бог, они следуют по собственной траектории и не могут двигаться иначе, ибо подчиняются законам природы. Ученые осмелились возражать такому авторитету, как Аристотель, которого с XIII в. чтила католическая церковь.

Аристотель видел мир как живой организм, движущийся к некой цели, которую ему надлежало достичь. Новая наука утверждала, что это движение подчинено объективным, не имеющим цели математическим законам, которые можно имитировать в ходе экспериментов с умело сконструированными физическими приборами. Исаак Ньютон в Англии показал, что в основе всякого движения во Вселенной лежит действие силы тяжести (1687).

В Нидерландах Барух Спиноза (1632–1677) продвинулся еще на один шаг, нарушив при этом договоренность с Яном де Виттом. Он вторгся в область теологии. С помощью математических доказательств он хотел продемонстрировать, что Бог — это то же самое, что природа. Он утверждал, что вне неизменных законов природы иной реальности не существует: ни откровений, ни чудес, ни предсказаний. Одновременно Спиноза доказывал, что дьявола не существует, что он является олицетворением страхов человека. Свои идеи Спиноза изложил в книге «Tractatus theologo-Politicus» (Гамбург; [Амстердам], 1670), в которой показал, что Библия из-за изобилующих в ней противоречий не может быть «Истинной книгой». Сочинение Спинозы было запрещено, но его все равно читали. О книге говорили все.

За трактатом Спинозы последовал целый поток книг и брошюр, в которых велась дискуссия о существовании дьявола. Многие из них вскоре переводились с латыни на нидерландский и другие европейские языки, некоторые были сразу на них написаны, так что к этим сочинениям приобщились сотни, а то и тысячи людей, не знавших латынь: обсуждение становилось все более широким. За дискуссией следили не только во Франции, Англии и Германии, но и в России. В библиотеке Петра Шафирова (1669–1739), дипломата и переводчика на службе Петра, имелся экземпляр «Зачарованного мира» Бальтазара Беккера (Амстердам, 1691–1693) в немецком переводе [33]. Бальтазар Беккер (1634–1698), пастор реформатской церкви, фриз, под впечатлением от трактата Спинозы выбрал из Библии все эпизоды с упоминанием о дьяволе и доказывал, что дьявола нет. По заказу его друзей была отчеканена памятная медаль, на которой Бальтазар Беккер изображен в виде Геркулеса, побеждающего дьявола.

Герман Бургаве никогда не стал бы знаменитым на всю Европу врачом, если бы не вмешался в 1693 г. в дискуссию о Спинозе. Возвращаясь на пассажирской барже домой в Лейден из Хардервейка (Фрисландия), где в университете он только что защитил диссертацию по теологии, Бургаве прислушивался к тому, как его спутники обсуждали «безбожное и вредоносное учение Спинозы, которое, как мы все заключили, ведет к перевороту в богословии» [34]. Разговор продолжался уже порядочное время, когда один из его участников, вместо того чтобы опровергать тезисы Спинозы логическими рассуждениями, принялся бранить философа, извергая «всевозможные оскорбления, которые настолько возмутили Бургаве, что тот в конце концов не мог более сдерживаться и спросил говорящего, читал ли он того автора, против которого так ополчился» [35]. Мужчина не знал, что на это ответить, но был раздражен, что его неведение обнаружено. Это заметил незнакомец, находившийся на этой же барже. Он спросил у своего соседа, как зовут того юношу, чей вопрос положил конец разговору, и записал его имя в свою записную книжку, по-видимому, с недобрыми намерениями, так как через несколько дней в Лейденском университете все только и говорили о переходе Бургаве на сторону Спинозы. После этого он уже не мог надеяться на получение места пастора и принялся за изучение медицины.

Другие, такие как Эрикус Вальтен (1663–1697), пошли дальше и сформулировали политические выводы о том, что суеверный страх — самое большое проклятье человечества, коренящееся не только в невежестве народа, но и в людском легковерии, которым манипулируют церковь и другие власть имущие институты, извлекая из этого материальную выгоду. Они используют страхи простого народа, его веру в демонов, чтобы наращивать свою силу и власть. Вальтен увидел антагонизм интересов народа и церкви. Он обвинил церковь в стремлении ограничить дебаты о дьяволе только латиноязычными сочинениями, чтобы народ, не знавший латыни, оставался бы «непросвещенным». В 1694 г. Вальтен был посажен в тюрьму по обвинению в богохульстве и клевете на реформатскую церковь [36].

В 1695 г. Ромейн де Хооге (1645–1708) [37], друг Вальтена, приверженец Спинозы, вольнодумец и автор антимонархических памфлетов против Людовика XIV, подвергся политическим гонениям: после победы над Королем-Солнцем, покровитель Ромейна де Хооге Вильгельм III перестал поддерживать его открытые нападки на власть церкви и короля. Ромейн де Хооге, который за несколько десятилетий создал для Вильгельма III серию пропагандистских плакатов, научил этому ремеслу Адриана Шхонебека. Связан ли с изменением политического климата тот факт, что Шхонебек в 1695 г. продал огромную часть своих книг и переехал в Москву. Во всяком случае, по времени эти два события совпали. В 1697 г. Вальтен умер в тюрьме. Вскоре в Роттердаме городские власти сожгли книгу, в которой популярно излагались идеи Спинозы, а ее автора приговорили к восьми годам пребывания в работном доме [38]. 

Между тем идеи Спинозы все же распространились по Европе, в основном потому, что противники вольнодумца формулировали свои возражения на бумаге и затем издавали. Во Франции Фенелон (1651–1715) написал книгу «Проявление существования Бога в чудесах природы» (Démonstration de l’existence de Dieu par les merveilles de la nature. P., 1712). В Англии Уильям Дерэм (1657–1735) издал трактат «Физикотеология, или Демонстрация существования и признаков Бога в его деяниях и творении (Physico-theology, or a demonstration of the being and attributes of God, from his works and creation. L., 1713). В Нидерландах большим успехом пользовались два трактата с опровержениями Спинозы, написанные математиком Бернардом Ниуентейтом (1654–1718) [39].

Ниуентейт получил два образования: он изучал теологию в Лейденском университете и медицину — в Утрехтском. Он выступал в защиту используемого Робертом Бойлем (1627–1691) и Исааком Ньютоном эмпирического метода в теологии и философии. Но в то же время он хотел принимать Библию безусловно и буквально. По мнению Ниуентейта, систематическое изучение природы с использованием микроскопа, телескопа и других приборов можно рассматривать как почитание Бога. Такую науку было принято обозначать примирительным термином «физикотеология». Тот, кто верит, может заниматься эмпирическими исследованиями и при каждом новом открытии восхвалять творение Божие. Книги Ниуентейта не только печатались большими тиражами, но и неоднократно переводились на другие языки[40]. Благодаря подобным публикациям стала возможна открытая дискуссия о мировоззрении людей, объяснявших природу без Бога.

Примечания

[26] Boss V. Newton and Russia. P. 16.

[27] Известно, что у Петра уже в 1698 г. был воздушный насос — «философский инструмент антли». См.: Богословский М.М. Петр I: Материалы для биографии. М., 1940. Т. 2. С. 405.

[28] Bots J. Tussen Descartes en Darwin. Geloof en natuurwetenschap in de achttiende eeuw in Nederland. Assen, 1972. P. 13

[29] Bots J. Tussen Descartes en Darwin. Geloof en natuurwetenschap in de achttiende eeuw in Nederland... P. 136–137.

[30] «Полвека европейский дух бродил по воображаемому миру Декарта: животные без души, творение без Бога, природа без тайн». — Ibid. P. 139.

[31] Ibid. P. 145.

[32] Snelders H.A.M. Christiaan Huygens «Kosmotheoros» // Huygens Chr. Cosmotheoros. De wereldbeschouwer. Utrecht, 1989. P. 1–14, 12. (Фотографическое воспроизведение издания, вышедшего в Амстредаме в 1754 г. в переводе на нидерландский Питера Рабуса).

[33] Каталог библиотеки П.П. Шафирова включал 531 название книг и был составлен капитаном Шушериным 13 февраля 1724 г. при конфискации имущества Шафирова (СПФ АРАН. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2. Л. 189–190). В 1724 г. эта библиотека по указу Петра I была включена в Библиотеку Академии наук. См.: Трофимова Н.С., Хотеев П.И. Каталог библиотеки П.П. Шафирова // Книга в России в эпоху Просвещения / Ред. А.А. Зайцева, Н.П. Копанева, В.А. Сомов, П.И. Хотеев. Л., 1988. С. 161–168.

[34] Samuel Joh. The live of Dr Boerhaave & Het leven van Herman Boerhaave / Red. en inl. C.W. Schoneveld. Leiden, 1994. P. 27.

[35] Samuel Joh. The live of Dr Boerhaave & Het leven van Herman Boerhaave... P. 27.

[36] Israel J.I. Monarchy, Orangism and Republicanism in the later Dutch Golden Age. Amsterdam, 2004. P. 25.

[37] Ibid. P. 10–26.

[38] Israel J.I. Radical enlightenment. Philosophy and the making of modernity 1650–1750. Oxford, 2002. P. 319.

[39] Nieuwentijt B. Het regt gebruik der werelt beschouwingen, ter overtuiginge van ongodisten en ongelovigen aangetoont. Amsterdam, 1715; Gronden van zekerheid of De regte betoogwyze der wiskundigen so in het denkbeeldige, alsin het zakelijke; ter wederlegging van Spinosaas denkbeeldig samenstel, en ter aanleiding van eene sekere sakelijke wijsbegeerte. Amsterdam, 1720.

[40] Английский перевод «Правильного использования...» вышел в свет в 1717 г., французский — в 1725 г. Немецкий философ Христиан Вольф написал в 1732 г. предисловие к немецкому изданию: Die Erkänntniss der Weissheit, Macht und Güte des göttlichen Wesens, aus dem rechten Gebrauch derer Betrachtungen alle irrdischen Dinge dieser Welt ... / vorgestellt durch Bernhard Nieuwentyt, M.D. Samt einer Vorrede von Herrn Christian Wolffen... Franckfurt und Leipzig, 1732.

 
Из книги Й. Дриссен-ван хет Реве. Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах (1711–1752) / Пер. с нидерл. И.М. Михайловой, Н.В. Возненко. Науч. ред. Н.П. Копанева. — СПб.: МАЭ РАН, 2015. — 364 с.; ил.
 
 
 

Комментариев нет: