"Я села на велик, как в красный Ferrari…"

Фотограф Гринпис России Лиза Удилова съездила в командировку в Амстердам, где находится офис Гринпис Интернэшнл, и попробовала передвигаться повсюду на велосипеде, как большинство жителей Нидерландов. Что из этого вышло — читайте в её блоге. 

Минувшим летом мне посчастливилось поработать недельку в Амстердаме: не на конференции, где все включено и учтено, а «дикарем» с погружением в быт. Завтрак-обед-ужин спланировать, в супермаркете продукты закупить, бельё постирать и высушить, в офис вовремя выдвинуться, до рабочего места себя доставить, ключи от квартиры в квартире не закрыть.

Как-то на неделе возникла необходимость съездить в другую часть города по делу. Маршрут пролегал через старый город, затем надо было переплыть на пароме на другой берег канала. Встал вопрос выбора транспорта: цены на трамвай высоки и измеряются в евро, пешком идти далековато, коллеги порекомендовали взять «гостевой» велосипед, который Гринпис Интернэшнл (офис расположен в Амстердаме) предоставляет бесколёсным для деловых вылазок в город. В этом году закупили два шикарных красных байка с пробковыми ручками, деревянным ящичком на руле и двойной системой защиты от угона (мощная цепь в чехле пастельного цвета и блокератор заднего колеса). Села я на него, как в красный Ferrari, и устремилась за горизонт. 

Надо сказать, что в Амстердаме передвижение на велосипеде не является роскошью безумия, как в наших городах. Здесь велосипед — это личный транспорт, наиболее быстрый и удобный способ добраться из пункта «А» в пункт «Б». Перед тем, как сесть за руль автомобиля ещё три раза подумаешь. О высоких ценах на топливо, о том, как проехать в туристическую зону города, где всегда многолюдно и тесно, о том, как найти парковку. Передвижению car-free способствует развитая система общественного транспорта с пересадочными узлами: метро-трамвай-велосипедная парковка. Так, приезжая из тихого пригорода на скоростном поезде, деревенский житель усаживается на свой велосипед (тут же стоят автоматические боксы с прокатными великами: приложил карточку, бокс открылся) и катит себя на место службы. Стиль одежды задается целью поездки, а не способом передвижения. Не удивляйтесь, если увидите даму в вечернем платье или мужчину в офисной амуниции, сосредоточенно крутящих педали.

Перед тем, как сесть за руль автомобиля ещё три раза подумаешь. О высоких ценах на топливо, о том, как проехать в туристическую зону города, где всегда многолюдно и тесно, о том, как найти парковку.

Велосипедные дорожки — это отделенные от автомобильной проезжей части и пешеходных тротуаров зоны (не как у нас). В каждую сторону дорожки двухполосные и позволяют обгонять праздных велосипедистов, типа меня. Темп у жителей Нидерландов, надо сказать, довольно высокий, даже пожилых людей мне было трудно обогнать. На перекрестках у велосипедистов свой переезд и свой небольшой светофор. Останавливаешься, ногу ставишь и ждешь, есть кнопка «хочу проехать».

Я стала полноценным участником дорожного движения, где велосипедисты наделены эксклюзивным правом на проезд. Так, переходящему улицу пешеходу обязательно уступят водители авто, но велосипедисты — никогда. Один раз я стала свидетелем уличной сцены: расслабленные пешеходы, по всей видимости, туристы, зазевались и переходили дорогу на зеленый велосипедный свет — приличного вида горожанин на велосипеде отчитал их на английском языке на повышенных тонах. Не хотелось бы мне оказаться на месте туристов!

Славятся Нидерланды своими безопасными перекрестками с системой «островков». Так, велосипедист, пересекая дорогу не едет прямо, угрожая попасть в мертвую зону видимости автомобилиста, поворачивающего направо. Двухколесный участник движения слегка поворачивает направо и переезжает дорогу примерно там, где у нас зебра (у них зебра чуть подальше). Таким образом, водитель может натолкнуться на велосипедиста уже в таком положении, при котором есть обзор через фронтальное стекло.

 

Дальше мой путь пролегает через парк (Vondelpark); в городе много парков и они большие. Здесь животные бегают по клумбам без опаски, народ лежит на травке, велики их рядом отдыхают. Благодать. Идея парковых транзитов (сквозных парков) для велосипедистов мне кажется очень привлекательной: заряжаешься силой природы в процессе доставки себя на работу.

 

Идея парковых транзитов (сквозных парков) для велосипедистов мне кажется очень привлекательной: заряжаешься силой природы в процессе доставки себя на работу.

Прибываю я на морской вокзал, а в душе — сомнение. Ну вот сейчас начнутся неудобства с велосипедом, впереди переправа на пароме. И снова нет: паром просторный, почти весь народ с велосипедами и всем хватает места так, чтобы не нарушать чужого уединения своим нависающим телом. Под мерный плеск волн о борта парома я спросила свою коллегу, которая проживает в Амстердаме, как они существуют зимой, без велосипедов. Она сказала, что редко бывает, чтобы город замело, и в такие дни они передвигаются на своих двоих. А в целом, город очень оперативно чистят и убирают от снега и гололедицы.

Вы, возможно, задаетесь вопросом, зачем я вам это все рассказываю? Амстердам — город, органически выросший вокруг велосипедной темы. То ли дело мы, с нашей Москвой и другими российскими городами, забитыми автомобилями. Тут нет места для расширения автотрасс, а Гринпис ещё требует велосипедные дорожки?!

На самом деле Нидерланды (как и большинство европейских стран) какое-то время тоже жили по нашему сценарию, уничтожая дорожки, чтобы увеличить проход автомобилю. Однако росла смертность на дорогах, особенно детская, росли и цены на бензин. В 1973 году социальная и экономическая ситуации накалились до предела, и правительство вынуждено было принимать меры. С тех пор, городское устройство повернуло свой курс на политику безопасности, воздух стал чистым, снизился уровень заболеваемости. А город превратился в велосипедное чудо, ежегодно привлекающее толпы туристов. И мы так сможем, верите?

Источник

Комментариев нет: